Шрифт
Интервал
Цветовая схема

О кафедре

Кафедра математики и информатики сегодня (2015.г) – это сложившееся и хорошо укомплектованное преподавательскими кадрами учебное подразделение НГЛУ по направлению новых информационных технологий. Пять лет назад она стала инициатором и одновременно выпускающей кафедрой по новому для НГЛУ направлению подготовки специалистов «Информационная безопасность».

1. Учебная работа кафедры охватывает два больших направления: блок Б.2 математических дисциплин и основную образовательную программу высшего профессионального образования 090900.62 - Информационная безопасность, профиль «Организация и технология защиты информации (ОТЗИ)».

На данный момент кафедрой закреплено 76 учебных дисциплин, в т.ч. 10 – по выбору студентов. Для НГЛУ это очень много, и поэтому без хорошей организации и планирования с таким ее объемом учебной работы кафедре было бы не справиться.

Суммарная учебная нагрузка кафедры все последние годы стабильно составляет 7,2 - 7,5 тыс. часов. И в перспективе этот показатель, судя по всему, не должен сократиться - за счет кропотливой работы кафедры над новым приемом студентов, а также за счет предполагаемого открытия через 2-3 года – после аккредитации ООП – магистратуры, причем, одновременно по дневной и по вечерней формам обучения. По существующим в мире оценкам спрос на специалистов данного профиля в России и за рубежом будет неуклонно расти - по мере роста объема и сложности информационных потоков в задачах управления и связанного с этим процессом бурного распространения в экономике современной вычислительной техники.

2. Учебно-методическая работа кафедры была организована и планировалась в рамках работы двух научно-методических комиссий (НМК): по блоку математических и ЕН-дисциплин и по направлению «Информационная безопасность». За отчетный период в данном направлении кафедрой проделана большая работа: от организации сначала специальности ОТЗИ, а затем и направления ИБ и до их учебно-методического и учебно-материального обеспечения, а также до подбора преподавателей и проведения учебных занятий. Всего за последние пять лет преподавателями кафедры были поставлены более 70 новых учебных курсов, издано и переиздано 24 учебных пособия Только в этом году кафедрой инициированы закупки специальной учебной литературы на сумму более 60 тыс. руб. Особенно сильной стороной работы кафедры по направлению учебно-методического обеспечения образовательного процесса является внедрение в учебный процесс самых современных авторских разработок ее преподавателей и аспирантов по результатам их интеллектуальной деятельности. Об это подробно будет сказано в разделе 7 Заключения комиссии.

3. Кафедра и ее заведующий уделяли и уделяют большое внимание работе над повышением качества образования. И, прежде всего, путем планирования и организации работы высококвалифицированного ППС. По результатам майского (2013г.) анкетирования «Преподаватели глазами студентов» средний показатель наших преподавателей составил 4,4 - 4,5 баллов, а наш молодой преподаватель аспирант Р.Васильев получил максимальный балл 4,9. На кафедре организована работа аспирантуры по специальности 05.13.17 – Теоретические основы информатики. Всего за отчетный период ее окончили шесть человек, из них двое: Н. Карпов и И. Губочкин – с успешной защитой кандидатских диссертаций. В текущем году к ним добавилась одна докторская диссертации (Д.Ю. Акатьев), которая представлена в диссертационный совет при НГТУ. Кроме того, на кафедре хорошо организована работа по повышению квалификации ППС. Как правило, преподаватели кафедры внедряют результаты своей работы по повышению квалификации в новые учебные курсы на кафедре. При этом многие преподаватели участвовали в реализации федеральной программы повышения квалификации.

4. Штатный состав кафедры на данный момент включает в себя 9,25 единиц ППС, 9 из которых замещены на постоянной основе. Семеро ее преподавателей (70% от списка) обладают учеными степенями и учеными званиями: 1 доктор наук, профессор и 6 кандидатов наук, в том числе пятеро с ученым званием доцента. При этом средний возраст преподавателей составляет 49 лет. А в перспективе он может быть еще более понижен – в связи с планируемым приходом на работу трех молодых преподавателей, а ныне аспирантов кафедры Я. Архиповой, Р. Васильева и Л. Савченко. Все они уже сейчас заняты в преподавательской работе на кафедре и одновременно имеют хорошие перспективы с т. з. подготовки и защиты в ближайшие год-два своих канд. диссертаций. Поэтому кадровое обеспечение образовательного процесса силами ППС кафедры у комиссии не вызвало замечаний.

5. Наряду с организационным и кадровым обеспечением большое значение с точки зрения качества образования имеют также и практикуемые на кафедре новые формы и методы обучения, а также уровень учебно-материального обеспечения ООП и организация внеаудиторной работы со студентами. Поэтому коротко остановлюсь на каждом из перечисленных направлений.

Говоря о новых формах и методах учебной работы, следует иметь в виду, прежде всего, очно-заочную форму, самостоятельную работу студентов, а также дистанционные методы. А с ними неразрывно связана, в свою очередь, внеаудиторная работа кафедры со студентами. Эта работа организована и проводится на кафедре вокруг полного (по 62 учебным дисциплинам) пакета электронных рабочих программ и учебных планов кафедры, выложенных в открытый доступ на учебный портал НГЛУ. При этом все основные учебные дисциплины кафедры: Математика, Информатика, Теория вероятностей, Информационные технологии и др. обеспечены подробными тестами. К ним можно добавить более 10 авторских учебных пособий и учебно-методических разработок для обеспечения самостоятельной работы студентов. Внеаудиторная работа реализована также и в форме еженедельных консультаций студентов по всем учебным дисциплинам кафедры. Кроме того, половина списочного состава преподавателей кафедры (5 человек) фигурирует в числе активных разработчиков электронных учебных курсов в НГЛУ. В этой работе кафедра твердо занимает лидирующие позиции в НГЛУ. На данный момент создано и используется в учебном процессе более 20 подобных учебных курсов. При этом 3-4 преподавателя кафедры в течение ряда лет непрерывно вела и обеспечивала учебные курсы повышения квалификации по теоретическим и практическим основам информатики на ФПДОс.

6. Главное направление учебно-материального развития кафедры связано, в основном, с материально-техническим обеспечением учебного процесса в рамках новой ООП 090900.62 – Информационная безопасность. Согласно ФГОС на кафедре созданы и укомплектованы, или находятся в стадии комплектования, 5 учебных лабораторий. Три из них: Физики, Программно-аппаратных средств защиты информации, Электроники и электротехники - на данный момент уже функционируют. Две другие: Технических средств защиты информации и Систем передачи данных - будут включены в учебный процесс в течение года. В отношении их комплектования кафедра рассчитывает не только на ресурсы НГЛУ, но и сотрудничество с заинтересованными сторонними организациями в нашем регионе. Так, представляет несомненный интерес наша идея открыть на базе ФГУП «Гамма» специализированный Учебно-практический центр (УПЦ) - для проведения все видов практики и лабораторных занятий по направлению «Информационная безопасность». Сейчас данная идея переходит в стадию практической реализации. И можно ожидать от нее практических результатов уже в следующем году – накануне ожидаемого приезда в НГЛУ министерской аттестационной комиссии. Создание с участием кафедры межотраслевого УПЦ решает все проблемы в отношении не только материально-технического, но и учебно-методического обеспечения ООП.

7. Научно-исследовательская и научно-методическая работа кафедры организована вокруг нового научного направления «Автоматическая обработка речи на основе теоретико-информационного подхода», код ГРНТИ 16.31.21, которое органично вписывается в квалификационную характеристику бакалавра ИБ: «должен уметь - постоянно совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации». Всего за отчетный период преподавателями и аспирантами кафедры опубликовано более 50 научных работ, из них 30 – в моем авторстве или соавторстве. В рамках своей проектно-грантовой деятельности преподаватели и аспиранты кафедры за пять последних лет приняли участие более чем в 10 конкурсах научных проектов по линии РФФИ, РГНФ и Минобрнауки. И выиграли 4 из них, в том числе престижнейший конкурс НИР в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». Всего за пять лет преподаватели кафедры заработали по грантам (подтверждено копиями договоров подряда) 4 млн. 012 тыс. руб. Из них через бухгалтерию НГЛУ проведены 1 млн. 120 тыс. руб. (по грантам РФФИ 2009 г. и РГНФ 2010-2011 г.г.) Эта доля могла бы быть существенно (на порядок) выше, если бы кафедре не мешала ненужная конкуренция с другими кафедрами НГЛУ при оформлении заявок по IT-тематике.

Активная проектно-грантовая деятельность кафедры способствовала, в свою очередь, к активному участию ее преподавателей и аспирантов в разработке новых программных и технических средств обучения, отвечающих требованиям Роспатента к результатам интеллектуальной деятельности (РИД). Всего за этот период кафедрой были зарегистрированы в Роспатенте 10 образцов РИД, причем все – под руководством и при непосредственном участии ее заведующего. Но главным достижением кафедры в данном направлении ее работы можно считать внедрение ряда авторских РИД в учебный процесс. На данный момент в учебном процессе на ФМОЭУ используются такие разработки кафедры, как «Информационная система фонетического анализа речи», «Фонетический детектор лжи», «Программный комплекс голосового скрытного управления» и др. Актуальность этой работы особенно возросла в последнее время в связи с активизацией на кафедре самостоятельной работы студентов. Фундаментальные исследования кафедры на стыке теоретической информатики и прикладной лингвистики получили самые высокие оценки специалистов Минобрнауки РФ в рамках заключительного смотра достижений вышеупомянутой ФЦП и поэтому могут служить гарантией высокого качества организации образовательного процесса на кафедре на перспективу.

8. Представленные выше данные подтверждаются документами кафедры, перечень которых отвечает утвержденной ректором НГЛУ на 2011-2015 г.г. «Номенклатуре дел кафедры». В дополнение к обязательным разделам Номенклатуры на кафедре организовано делопроизводство под рубриками «Курсы по выбору», «Научно-исследовательская работа», «Аспирантура», «Тесты и контрольные задания», а также «Учебные лаборатории кафедры». Комиссия поддерживает все эти направления работы кафедры.

В целом кафедра математики и информатики на данный момент располагает достаточно высоким научно-педагогическим потенциалом, необходимой учебно-материальной базой, имеет твердые основы и ясные перспективы для своего дальнейшего развития. И этот вывод был в целом подтвержден в выводах аккредитационной комиссии Минобрнауки РФ, которая работала в НГЛУ в период с 16 по 23 марта 2015. г.

Зав. кафедрой

д.т.н,  профессор В.В. Савченко